По одной из распространенных версий, наши предки верили в существование божеств, называвшихся радоницами, которые охраняли умерших. Чтобы их задобрить, делались специальные подношения, относившиеся на курганы. Поскольку поминовение усопших вполне укладывается в христианские каноны, день этот был позже «воцерковлен».
У Бога нет мертвых, считает Церковь, и верит в посмертное существование человека, как уникальной личности. Меняется лишь его форма. Но и бестелесным он будет временно, до часа «X» - дня всеобщего воскресения мертвых. Его посмертная жизнь, как известно, связана с понятиями ад и рай. Если рай – это полнота общения с Богом, непреходящие любовь, радость и мир, то, что такое ад, можно увидеть на примере рассказа из древнего патерика.
Один из непререкаемых авторитетов христианства преподобный Макарий Великий много молился за усопших и силился узнать, какое действие имеют его молитвы. Его желание было удовлетворено, однажды у него состоялся разговор с черепом языческого жреца, рассказавшего ему о том, что такие, как он, находятся как бы в огненной бездне. Когда же христиане молятся о них, то эта стена огня редеет, и они имеют возможность хотя бы видеть лица друг друга, в чем находят великое облегчение. Рассказ символический, его суть в том, что ад – это не только отсутствие в жизни человека Бога, но это и отсутствие в жизни человека - человека, полное отчуждение, одиночество, самозамыкание, невозможность любить, где даже просто взгляд другого становится счастьем.
Смерть – Таинство, глубокое и величественное, которое не должно сопровождаться безутешным плачем. Для христиан день смерти – это и есть день рождения, рождения в вечную жизнь. В Церкви каждая суббота считается поминальным днем, но есть особенные поминальные дни, так называемые родительские субботы. Радоницу, следующую за Антипасхой, то есть первым после Пасхи воскресеньем, в ряде регионов отмечают уже в понедельник, но в других - преимущественно во вторник.
При этом по церковному уставу она в ряд поминальных дней не входит. Это - неуставное поминовение мертвых, о котором ничего нет в церковных книгах, богослужении. Пасхальные (радостные) службы не соединяются с заупокойными (все-таки скорбными). Служатся лишь панихиды с чтением пасхального канона да литии на могилах. Радоницу служат по окончании Светлой седмицы, поскольку начиная с Великого четверга до Антипасхи в Церкви нет поминовений усопших, она сосредоточена на событиях священной истории.
При этом парадоксально, но именно Радоница стала едва ли не главным днем поминовения, во всяком случае, точно - самым радостным. Люди, по сложившейся традиции, устраивают на погосте трапезы с пасхальными яйцами и куличами. Проводят своего рода кладбищенский субботник, подкрашивают оградки, убирают старую траву, садят цветы. Радоница до революции была нерабочим днем. Регионы, где людей вообще отпускают с работы, есть и сейчас, где-то их отпускают после обеда. Вряд ли будет возможность пойти на кладбище в Североморске из-за снега, но подать поминальную записку в храме, помолиться за усопших – можно всегда.
В этом году предстоят еще три особых поминальных дня. Это – поминовение усопших воинов (тоже внеуставное) - 9 мая , Троицкая вселенская родительская суббота - 26 мая - и Димитриевская родительская суббота (установленная в память о погибших на поле Куликовом) – 3 ноября.
Игорь ГЛУЦКИЙ.
Фото из интернета.